Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Советская хитрость: Как подводные лодки с Красного Сормова перегоняли по Волге в условиях секретности

Завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (ранее Горький) сыграл важную роль в строительстве подводных лодок для Советского Союза, начиная с 1930-х годов. Это предприятие было одним из ключевых в советской судостроительной отрасли, производя различные типы подводных лодок, включая знаменитые серии «Щука» (Щ) и «Малютка» (М). Однако сложность задачи заключалась не только в строительстве подводных лодок, но и в их доставке к морям, поскольку Нижний Новгород находится вдали от крупных морских акваторий.

Инженерные решения для транспортировки и перегонки подводных лодок по Волге

Транспортировка подводных лодок с завода по реке Волга требовала тщательного проектирования и планирования. Во-первых, подводные лодки проектировались с учетом размеров судоходных путей, по которым им предстояло следовать. Это касалось как их габаритов, так и веса, чтобы они могли пройти через шлюзы и под мостами.

Основной маршрут доставки подводных лодок вёл через Волгу в Каспийское море. Это был ближайший морской путь, по которому лодки могли быть доставлены без значительных трудностей. Для доставки на Черное море использовался Волго-Донской судоходный канал, который соединяет Волгу с рекой Дон. Таким образом, лодки могли быть перегнаны через Дон в Азовское и далее в Черное море.

В ряде случаев, когда размеры подводных лодок превышали возможности судоходных путей, лодки перевозились частично разобранными. Это позволило транспортировать их по рекам и каналам, а затем производить окончательную сборку и доработку на месте назначения. Специальные плавучие доки и баржи также играли важную роль в этих операциях.

Метод маскировки во время доставки

Одним из самых интересных и необычных решений, использованных при перегонке подводных лодок, была маскировка с помощью баржи. Этот метод заключался в том, что лодку перемещали по реке с верхней частью корпуса над водой, но над ней располагали баржу или другое грузовое судно. Такая конструкция создавалась для того, чтобы с воздуха и с берегов лодка выглядела как обычное торговое или транспортное судно. Баржа скрывала истинное назначение объекта, что делало его малозаметным для разведки противника и снижало риск воздушных атак.

Этот способ был особенно эффективен в военное время, когда возникала необходимость скрытного перемещения подводных лодок через внутренние водные пути. Он позволял сохранить секретность и защитить лодки от возможных угроз, при этом обеспечивая их своевременное и безопасное прибытие к месту назначения.

Перегонка больших подводных лодок с завода «Красное Сормово» в моря по рекам, включая Волгу, была сложной инженерной задачей, которая требовала специальных решений.

1. Проектирование под размеры рек и шлюзов:

  • Подводные лодки, строившиеся на «Красном Сормове», проектировались с учетом размеров судоходных путей, по которым их нужно было транспортировать. Это означало, что размеры и вес лодок должны были соответствовать возможностям рек, шлюзов и других инфраструктурных объектов.

2. Спуск по Волге и Каспийскому морю:

  • Лодки спускали на воду в Нижнем Новгороде и по реке Волге перегоняли в Каспийское море. Каспийское море было основным пунктом назначения для подводных лодок, построенных на Волге, так как это было ближайшее море.

3. Перегонка на Черное море:

  • Для доставки лодок на Черное море применяли перегон через Волго-Донской судоходный канал, который соединяет Волгу с рекой Дон. Далее по Дону лодки могли быть переведены в Азовское и Черное море.

4. Специальные транспортные операции:

  • В некоторых случаях, если лодки были слишком большими или если необходимо было перевезти их на большие расстояния, их могли транспортировать частично разобранными, а затем собирать в портах назначения. Также использовались специальные плавучие доки, баржи и другие плавсредства для перевозки лодок.

5. Ремонт и доработка на месте:

  • В ряде случаев после транспортировки на лодках могли проводиться дополнительные работы и доработки, прежде чем они были полностью введены в эксплуатацию.

Эти операции требовали тщательной координации и участия различных ведомств, но позволяли строить подводные лодки вдали от морских баз и эффективно доставлять их к местам назначения