В начале 20 века Сормовский завод, расположенный в Нижнем Новгороде, стал важным центром для развития судостроительной отрасли России. Важной вехой в истории судостроения стало строительство первых в мире теплоходов на этом заводе. Эти судна не только стали передовыми технологиями своего времени, но и заложили основы для дальнейших инноваций в области судостроения.
Первый в мире теплоход: «Вандал»
В 1903 году на Сормовском заводе был построен первый в мире теплоход, который получил название «Вандал». Этот теплоход был значительным достижением, поскольку стал первым судном, оснащённым дизельным двигателем для передвижения по воде. Однако дизельные двигатели того времени имели ограниченные возможности, в частности, они не обладали функцией заднего хода. Чтобы компенсировать этот недостаток, на «Вандале» были установлены генераторы и электромоторы, что позволило теплоходу маневрировать и осуществлять движение в обе стороны. Таким образом, «Вандал» стал не только первым в мире теплоходом, но и первым дизель-электроходом.
Второй теплоход: «Сармат»
Следующим значительным достижением стал теплоход «Сармат», построенный на Сормовском заводе в 1904 году. Этот теплоход также использовал дизельные двигатели и электромоторы, продолжая традицию инновационного подхода к судостроению, начатую с «Вандала». Как и его предшественник, «Сармат» был оснащён технологией, которая позволяла компенсировать недостатки дизельного двигателя того времени.
Первый буксирный теплоход: «Москвич»
В 1915 году Сормовский завод построил ещё один значимый судно, ставшее первым в мире буксирным теплоходом с горизонтальным двигателем. Этот теплоход был назван «Москвич». Построенный в условиях Первой мировой войны, «Москвич» представлял собой важный шаг вперёд в разработке судов с новыми типами двигателей и конструкций. Его горизонтальный двигатель отличался от традиционных вертикальных моторов, что сделало его более подходящим для буксирных операций и обеспечивало лучшую производительность.
Эти ранние достижения Сормовского завода играли важную роль в развитии судостроения и навигационных технологий. Построенные теплоходы и буксиры не только продемонстрировали технологические возможности того времени, но и стали основой для дальнейших инноваций в этой области. Сегодня мы можем оценить величие этих инженерных достижений, понимая, что они стали важными шагами в развитии судостроительной отрасли.