27 сентября 1933 года комиссией «Главхимпрома» было определнно место для строительства будущего хлорного комбината. Первые руководители были назначены со всех местных деревень Горьковской и Владимирской области — потянулся рабочий народ. На строительстве завода работало до 15 тысяч человек. Главным орудием были кирка, молот и лопата.
В 1934 году был построен лесозавод, механические столярные мастерские, 4 котельных, проложен водопровод, материальный склад, подъездные железные пути, шоссе, два жилых дома и проходная, где разместилась главная контора. Сами рабочие размещались во временных бараках расположены в поселке Пионерском.
В январе 1935 года был введён в эксплуатацию первый цех, который получил название «Цех №1». Этот цех стал основой для будущего завода «Ока».
В 1936 году началось строительство азотной кислородной станции цехов №4 и №6. Строительство было под пристальным вниманием не только администрации «Главхимпрома», но и НКВД который строго следил за выполнением плана строительства и жестко наказывал за срыв установленных сроков. Так, первые руководители строительства Волков, Мазуров, Хомутов были репрессированные.
Пришедший им на смену 1937 году Юрий Аронович Каганович остался на предприятии надолго и стал первым директором завода.
С приходом Юрия Ароновича, строительство шло быстрыми темпами. Он собрал вокруг себя отличную команду молодых инженеров и технических работников. Супружеская чита Колосников и Коган, Ятманская, Кузнецкий, Шарабрин, Рогов, Гладков, Хрулев и многие другие.
Главным инженером стал Наум Абрамович Голдберг. Все они поселились на аварийном поселке рядом с заводом.
14 декабря 1939 года был запущен хлорный цех №4. Первый его начальник стал Решетняк Технорук Никольский. Одновременно шла обкатка цеха №7 по производству жидкого хлора. Начальник стал Киррил Касьян. Чуть позже ввели в эксплуатацию цех №6 по разделению пирогаза. Начальником стал Коган. 25 декабря включен в работу цех №10 по производству дихлорэтана и цех по получению каустической соды. А 31 декабря, 1939 года, в цехе №6 был получен первый кондиционный этилен. Чуть раньше в ноябре этого года, заработала заводская лаборатория в которой работало 10 химиков и 30 лаборантов.
Интенсивность строительства завода продолжилось в 1940 году и уже к 1941 году, на заводе выпускалось 27 видов химической продукции.
Завод «Капролактам» во время войны
Ворвавшийся в СССР война, заставила перестроится завод на выпуск продукции оборонного значения. По решению государственного комитета обороны, на заводе были запущены цехи по производству отравляющих веществ иприта и люзита. Цех №3 по производству иприта в годы войны, возглавляли Бондарь а затем Смолян. В первый-же год войны, было выпущено более 26 тысяч тонн иприта.
Люзит производили в цехе №15, где выпускали и сырье для него — треххлористый мышьяк. А в цехе №14 уже выпускалась готовый продут. За все годы войны, было выпущено более 15 тысяч тонн.
Отравляющимся веществами снаряжались авиабомбы. Для этого были организованы цеха №16, №18, №21, №26. Начальники цехов Комаров, Пятушкин, Комарья. За годы войны было изготовлено 130 тысяч авиабомб и 860 тысяч снарядов и мин.
Иприт имел ужасающие свойства. Это вещество разъедало кожаные покровы, на теле появлялись незаживающие раны и приводил к повреждению легких, иногда был смертельный исход.
Несмотря на специальную одежду рабочих и обработку кожи после смены, уровень травматизма порой достигал третьего списочного состава.
В ноябре 1941 года, в цехе по изготовлению иприта произошла авария. С ней справились, цех начинал работать успешно дальше. Но в феврале 1942 года, главного инженера Гольдберга арестовывают и отправляют в ГУЛАГ на 7 лет. Как талантливого изобретателя, его привезли к Лаврентия Берию и назначили руководить проектом нового производства на нефти и газе завод строя.
Ночь он проводил в камере, а днем под охраной НКВД руководил из своего кабинета. При этом, в 1941-45 годах, он отмечался высокими денежными премиями, смог написать кандидатскую диссертацию и был освобожден досрочно в феврале 1946 года.
Люди жертвовали собой, но жертвы были не напрасные. Гитлер не осмелился развязать химическую войну, зная, что и у противника есть мощное химическое оружие.
В годы войны на оборонную продукцию, были переведены многие цеха завода. Было налажено производство толуола, который получался путём пиролиза керосина. Первые партии составляли всего 400 тонн. А уже в 1942 году, выпуск достиг 11000 тонн.
Толуол направлялся на завод Я. М. Свердлова для производства взрывчатых веществ. Дихлорэтан который завод начал выпускать еще в 1939 году, в годы войны использовался как сырье для производства взрывчатого вещества «КД» которым снаряжались ручные гранты.
Завод «Капролактам» в мирное время
После военного времени, завод выпускал товары народного потребления. Главный специалист по товарам народного потребления Граевский Александр Иосифович активно внедрял в производство новые товары. потолочные панели из ПВХ, плинтуса, линолеум, пленки ПВХ, моющие бытовые средства, краски, клей, тормозные жидкости, шампунь. Продолжалось строительство новых производственных мощностей.
Совместно с Германским производством «Капелла» был построен цех по производству сульфат-таксилатов, запущен цех по изготовления обуви. Но 90-е внесли свои коррективы, произошло полное акционирование предприятия, был выбран совет трудового коллектива.
Предприятие открыло спорткомплекс «Капролактамовец» со стадионом, легкоатлетическим манежем и бассейном. Был построен мясоперерабатывающий цех. Но к сожалению разрыв экономических связей с бывшими республиками Советского Союза, стал сказываться на работе предприятия.
Закрылось производство капролактама и еще ряд цехов. Была полностью приостановлена работа по производству окись этилена гликоли. Что бы спасти это важное производство, было создано совместно с кстовским «НХЗ» предприятие ОАО «Сибур-Нефтехим». «Капролактам», из всех дзержинских химических предприятий, держался дольше всех. Но в 1998 году, на предприятии было введено внешнее управление. К тому времени, оборудование цехов, было в залоге банка «ВТБ» и у предприятия уже не было внешнего контрольно пакета акций.
Однако, назначенный внешним управляющим Илья Павлович Васянин, смог переломить ситуацию и отстоять имущество предприятия, оспорить сделку с банкирами и в декабре 2000 году, передал предприятие «Капролактам», успешной компании «Сибур».