Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Как революция изменила Горький (Нижний Новгород)

Саботаж и контрреволюционные заговоры в первые годы Советской власти в Нижнем Новгороде

Сразу после прихода к власти большевиков началась активная контрреволюционная деятельность со стороны буржуазии и политических партий, таких как меньшевики и эсеры. В первые годы Советской республики, когда новое правительство еще не укрепилось, саботаж и подпольные заговоры стали обычной практикой.

В Нижнем Новгороде, как и во многих других крупных городах, происходила открытая борьба за власть. Городская дума, не признавая Совет депутатов, начала подрывную деятельность, намеренно разрушая городское хозяйство. Это привело к остановке множества коммунальных предприятий, что вызвало недовольство среди населения.

Почтово-телеграфные чиновники также участвовали в саботаже, задерживая или даже уничтожая важные правительственные телеграммы, что дестабилизировало управление на местах. Меньшевики и эсеры, используя хаос и напряженность, тайно готовили вооруженные выступления и заговоры, стремясь дестабилизировать власть и привести к восстанию.

Один из таких заговоров был раскрыт уже в марте 1918 года. Адъютант Корнилова по фамилии Громов попытался организовать в городе «белую гвардию». В апреле того же года меньшевики, эсеры и анархисты объединились в попытке поднять восстание, разложив гарнизонные части и попытавшись устроить военный переворот. Однако их силы оказались недостаточны — ни один полк не поддержал мятежников.

Ситуация в стране усугубилась, когда началась интервенция. В мае 1918 года разразился Чехословацкий мятеж, а 8 июня чехи захватили Самару. Падение Казани создало реальную угрозу и для Нижнего Новгорода, который оказался в эпицентре событий.

В такие критические моменты на первый план вышел Дмитрий Васильевич Сироткин, чья деятельность в этот период сыграла важную роль в судьбе города и партийной организации, столкнувшейся с настоящим испытанием на прочность.

Организация обороны и создание Волжской военной флотилии под руководством Л. М. Кагановича

В период обострения гражданской войны, когда угроза контрреволюции и интервенции нависла над страной, в Нижнем Новгороде ключевую роль в организации обороны взял на себя председатель Губкома Л. М. Каганович. Этот талантливый и преданный большевик, верный соратник Ленина и Сталина, оказался на передовой, когда на карту было поставлено будущее революции.

Под руководством Кагановича вся партийная организация Нижнего Новгорода сосредоточила усилия на создании боеспособных частей Красной армии. Понимая важность идеологической работы, Губком учредил военный подрайон и создал агитационно-просветительский отдел. С марта по июнь 1918 года в нижегородском гарнизоне было проведено порядка 40 лекций и 150 митингов. Для подготовки бойцов открылись 40 школ, а для повышения культурного уровня — 90 ротных и командных библиотек, 11 клубов и даже красноармейский университет.

Особое внимание Каганович уделил созданию Волжской военной флотилии, что стало значимым вкладом в оборону региона. Формирование флотилии началось в конце мая — начале июня 1918 года. Первыми базами для её вооружения стали Сормовский завод, завод «Теплоход» и Муромский затон (ныне затон имени К. Маркса). Возглавил флотилию коммунист и балтийский матрос Николай Маркин, под руководством которого началось оперативное оснащение боевых кораблей и катеров, превращавшихся в важный элемент борьбы с контрреволюционными силами на Волге.

Слаженная работа Губкома по укреплению обороны позволила предотвратить попытки контрреволюционных восстаний в регионе и обеспечила защиту стратегически важных водных путей. Это был лишь первый шаг в большой и трудной борьбе, где ключевую роль в координации усилий партийных и военных структур играл Дмитрий Васильевич Сироткин, стоявший рядом с Кагановичем в этот сложный и переломный период.

Геройство рабочих завода «Теплоход» и превращение Горького в военно-морской центр

После революции и прихода новой власти ситуация на предприятиях Нижнего Новгорода сильно обострилась. Многие владельцы заводов и фабрик покидали свои предприятия, оставляя их на произвол судьбы. Один из таких примеров — завод «Теплоход», принадлежавший Дмитрию Васильевичу Сироткину. С началом революционных событий Сироткин исчез, оставив своё предприятие без управления.

Оставшийся без хозяина завод начал стремительно разрушаться. Главного механика — одного из немногих оставшихся на заводе представителей администрации — рабочие, возмущенные его поведением, вывезли с завода на тачке. Большинство рабочих, связанных с деревней, покинуло свои места, чтобы вернуться домой и заняться разделом земли. Завод оказался практически без персонала, и на нём осталось всего полтора-два десятка квалифицированных специалистов, которые решили не покидать производство. Несмотря на критическую нехватку сырья, топлива и продовольствия, эти люди оставались на своих местах, охраняя оборудование и материалы завода, понимая важность своей работы для обороны страны.

Когда «Теплоходу» поручили вооружить три парохода для военной флотилии, оставшиеся рабочие с энтузиазмом принялись за дело. Условия труда были крайне тяжёлыми — работы велись без перерыва, иногда целыми сутками. Условия питания были также крайне скромными, но на помощь приходили матросы. Один из участников этих событий рассказывал, как днем приходили моряки и просили рабочих остаться на смену до вечера: «А ну, старички, поднажать нельзя ли? Вечерком не поработаете?» — «Да мы ещё не ели ничего», — отвечали рабочие. В ответ матросы брали гранаты, взрывали их в воде и, собрав рыбу, варили уху, принося хлеб и делясь провизией, чтобы поддержать заводчан. После еды рабочие снова становились к станкам и продолжали трудиться до глубокой ночи.

Подобное героическое отношение к труду проявили и рабочие Сормовского завода, где один за другим вооружались и переоборудовались буксирные суда. Вскоре по Волге уже курсировали тяжелые буксиры в зеленой броне, с пушками на носу и корме, с пулеметами и скорострелками на мостиках. Экипажи таких кораблей, переоборудованных в кратчайшие сроки, стали важным элементом Волжской военной флотилии, охранявшей водные пути от контрреволюционных сил.

Город Горький в этот период преобразился. Становление Волжской флотилии и превращение его в стратегический военно-морской центр придало ему особый статус. В прибрежной зоне были организованы мастерские, склады и ремонтные базы. По городу маршировали моряки в широких клешах, а улицы заполнили воинские части, направлявшиеся на фронт. Нижняя набережная часто оказывалась полностью занята пушками, полевыми кухнями, лазаретными фурами и лошадьми. В Мининском сквере устанавливались дальнобойные морские орудия, которые вскоре были направлены на защиту города и флотилии.

Эти события демонстрируют, как в критические моменты истории благодаря сплоченности и решимости простых людей, таких как рабочие завода Сироткина и моряки, удавалось сохранять и укреплять обороноспособность города и страны в целом.

Битва за Волгу: успехи Волжской военной флотилии и трагедия войны

12 июля 1918 года из Нижнего Новгорода на боевые позиции вышли первые суда Волжской военной флотилии. Этот момент стал историческим событием для города: рабочие, партийные активисты и жители устроили героическим кораблям и их экипажам горячие проводы. Поддержка пролетариата, выраженная в этих проводах, поднимала боевой дух экипажей и становилась символом единства народа перед лицом надвигающейся опасности.

Параллельно с выходом судов, в городе шла активная мобилизация партийных рядов для укрепления фронта. Тысячи рабочих, как партийных, так и беспартийных, добровольно вступали в ряды Красной армии и отправлялись на фронт, чтобы защитить родной край от белогвардейцев и интервентов. Это движение укрепляло фронтовые линии и обеспечивало успехи Красной армии на Волге.

Первым значимым достижением на этом пути стало взятие Казани 10 сентября 1918 года. За этим последовали и другие победы: Симбирск был освобожден, а 7 октября — Самара. В это время Волжская военная флотилия проявляла настоящий героизм, сражаясь на Каме против флотилии колчаковского адмирала Старка. Однако эта борьба оказалась сопряжена с тяжелыми потерями: в одном из сражений геройски погиб организатор флотилии Николай Маркин. Пароход «Ваня-коммунист», которым командовал Маркин, вступил в бой с замаскированной береговой батареей белых и был подбит. Тяжелораненый Маркин бросился в реку, но белогвардейцы, находившиеся на берегу, из пулеметов добили героя-матроса.

Интервенция на Волге нанесла огромный ущерб волжскому пароходству и разрушила экономическую инфраструктуру региона. Множество судов, захваченных белыми, было уведено в Каму и уничтожено при отступлении. Под ударом оказался и камский флот: лучшие суда в количестве около 120 паровых и непаровых единиц были согнаны в реку Чусовую и сожжены. Пожар разразился с ужасающей силой, когда белогвардейцы выпустили более 200 тысяч пудов керосина из Нобелевских резервуаров и подожгли его. Огонь охватил всё, и на протяжении нескольких верст по реке горели суда, а кругом стояла мертвая тишина.

Разрушение флота и интервенция стали тяжелым ударом для всей хозяйственной жизни Верхнего Поволжья. Навигация 1919 года показала катастрофическое падение грузооборота — по Волге было перевезено в десять раз меньше грузов, чем в 1916 году. В то время как в Астрахани некуда было сливать нефть из-за переполненных резервуаров, на Верхней Волге остановились фабрики и заводы, поскольку отсутствовало топливо для их работы. Транспортная блокада и разрушение транспортных артерий отрезали Среднее Поволжье, Сибирь и Урал от основных промышленных центров страны.

Интервенция принесла не только экономические разрушения, но и колоссальные человеческие потери. Сотни тысяч преданных революции людей погибли на фронтах, защищая идеи Ленина и Сталина. Нижегородская партийная организация также внесла свой вклад в борьбу: за два года только через части особого назначения при Губкоме партии было мобилизовано и отправлено на фронт 800 коммунистов. Множество нижегородцев добровольно шли на защиту родины, чтобы отдать свою жизнь за будущее, которое казалось таким хрупким и уязвимым.

Пролетарская молодёжь на фронте: мобилизация комсомольцев и патриотический подъём

В разгар гражданской войны и интервенции на Волге добровольное движение охватило не только взрослых рабочих и партийных активистов, но и молодёжь. Комсомольцы Нижнего Новгорода показали удивительную решимость и готовность пожертвовать собой ради защиты родины и революции. Всего из города на фронт ушло более 2500 комсомольцев, среди которых были не только юноши и девушки, но и целые организации, вступавшие в ряды Красной армии единым порывом.

Ярким примером сплочённости и героизма молодёжи стала общегородская комсомольская конференция, состоявшаяся 16 мая 1920 года. На ней собрались делегаты от всех основных рабочих районов города: Сормова, Канавина, Бора и Растяпина. В их выступлениях звучала готовность взять на себя ответственность за будущее страны, отстаивая завоевания революции на передовых рубежах. Участники конференции обсуждали обращение о посылке добровольцев-комсомольцев на Западный фронт, где шли ожесточённые бои с белогвардейскими войсками и интервентами.

Когда настал момент объявления набора добровольцев, произошел трогательный момент, отражающий величие духа той эпохи: без исключения все делегаты конференции записались на фронт. Этот массовый порыв продемонстрировал, что для пролетарской молодёжи слово «долг» имело особую силу. Вся комсомольская организация города, каждый её член, независимо от возраста и личных обстоятельств, рвались на передовую, чтобы стать частью новой истории страны и, возможно, даже пожертвовать своей жизнью ради общей цели.

Такие добровольческие движения показывали мощь и волю революционной молодёжи. Комсомольцы становились основой новых отрядов, создавая боеспособные, полные патриотизма подразделения. Эти парни и девушки олицетворяли собой идеалы революции: самопожертвование, стойкость и готовность защищать социалистическое будущее, несмотря на любые трудности и лишения.

После войны — начало нового строительства: ГОЭЛРО и восстановление Нижнего Новгорода

После того как смолкли последние выстрелы Гражданской войны, страна постепенно начала восстанавливаться. Для Нижнего Новгорода, как и для большинства городов, война не оставила прямых разрушений — здесь не гремели взрывы снарядов, не рушились дома, а заводы не подвергались бомбардировкам. Тем не менее, последствия разрухи и экономического кризиса сказались и на этом важном промышленном центре. Заводы стояли, транспорт был почти парализован, городская инфраструктура находилась в состоянии упадка: не работали бани, останавливался трамвай, а электростанция регулярно погружала город в полную темноту.

Понимая масштабы проблем, партия сосредоточила свои усилия на восстановлении города. Устраивались массовые субботники и воскресники, в которых принимали участие тысячи коммунистов, комсомольцев и беспартийных рабочих. Они отправлялись на лесозаготовки, загружали и разгружали баржи — все ради того, чтобы поддержать функционирование экономики и городских предприятий. Нижний Новгород, как и вся страна, искал путь к новому, мирному строительству.

Поворотным моментом стало выступление Владимира Ильича Ленина на VIII съезде Советов в 1920 году, где был представлен грандиозный план электрификации всей страны — план ГОЭЛРО. Важную роль в его реализации сыграла Балахнинская электростанция, построенная в 1925 году и ставшая первым шагом к превращению Нижнего Новгорода в мощный промышленный центр. Это предприятие дало толчок для развития всей городской промышленности и стало символом новой жизни, начавшейся после разрушительных войн и революций.

Плановая экономика начала давать результаты. Новая экономическая политика (НЭП) позволила восстановить многие крупные предприятия. Так, уже в 1927 году Сормовский завод, переименованный в «Красное Сормово», начал функционировать на полную мощность. Если в 1920 году он произвел всего три паровоза и чуть больше сотни платформ, то к концу десятилетия завод уже выпускал 60 паровозов, более тысячи вагонов и платформ, а также крупные нефтеналивные суда для Каспийского моря и десятки мелких судов для речного флота.

Параллельно с ростом промышленного потенциала начались работы по благоустройству города. Основное внимание уделялось рабочим районам, в первую очередь Канавину. Именно здесь, в 1925 году, было завершено крупное жилищное строительство Ленинского городка — нового квартала для рабочих и их семей. Заводы и фабрики, такие как «Двигатель революции», «Красная Этна», «Гудок Октября» и другие, формировали новый облик города, наполняя его шумом работающих цехов и стуком молотов.

Возрождение Нижнего Новгорода и его промышленности стало важным этапом в истории региона. От разрушенного, истощенного войной города он превратился в оживленный и растущий центр новой социалистической экономики.

Преображение города: от грязного пригорода к индустриальному центру

Проезжая сегодня по широким асфальтированным улицам Сталинского и Ленинского районов, трудно представить, каким был старый Канавино — захудалый пригород дореволюционного Нижнего Новгорода. Некогда это место представляло собой грязные, неухоженные улочки, весной и осенью утопавшие в грязи, а летом задыхающиеся от густого слоя пыли. Убогие хибарки на окраине, низкопробные кабаки, публичные дома — таков был облик дореволюционного Канавина. За современным садом 1 Мая простиралась унылая песчаная равнина, среди которой одиноко торчали убогие домишки поселка «Кавказ».

На этом пустыре, практически в чистом поле, начали возводить первые жилые дома Ленинского городка. Здесь были построены 132 деревянных двухэтажных дома. Рабочие прилегающих заводов, которые ранее ютились в темных, сырых подвалах канавинских трущоб, теперь получили 528 хороших, солнечных и теплых квартир. Параллельно в Сормове было выстроено 10 каменных жилых домов для рабочих и построен новый кооперативный рабочий поселок.

Город стремительно менялся. В 1925 году началось строительство трамвайных линий, соединяющих Молитовку и завод «Красная Этна» с центром города. Это позволило рабочим окраинам, ранее практически изолированным, обрести связь с жизненно важными районами.

Одновременно с промышленным и жилищным строительством развивалась и культурная жизнь. В самые тяжелые годы гражданской войны в городе был открыт университет, с филиалом в Сормове. В 1927 году в Канавине началось строительство Дворца культуры имени В. И. Ленина, а чуть позже Дворец культуры был построен и в Сормове. Нижний Новгород постепенно обретал новое лицо: улицы мостились и покрывались асфальтом, прокладывались новые трамвайные линии, строились шоссе, школы, больницы, родильные дома, фабрики-кухни и хлебозаводы. Появление в городе автобусов, некогда невиданной роскоши для старого Нижнего Новгорода, стало символом нового времени.

Настоящий расцвет города начался в годы первой сталинской пятилетки. Особое значение для Нижнего Новгорода имело решение правительства о строительстве первого в стране автомобильного завода. За право постройки автозавода боролись несколько городов, и после долгих обсуждений и изысканий предпочтение было отдано именно Нижнему Новгороду. Помимо выгодного географического положения, он уже имел значительную промышленную базу и квалифицированные рабочие кадры.

Место для будущего завода выбрали неподалеку от города, на берегу реки Оки, рядом с деревней Монастырки. В 1929 году начались подготовительные работы, а 2 мая 1930 года состоялась торжественная закладка завода. В солнечный день на огромной, расчищенной от леса и осушенной от болот площади собрались тысячи строителей, представители нижегородских предприятий и учреждений. С деревянной трибуны, украшенной огромным полотняным портретом Ленина, выступали ораторы, подчеркивая значение будущего автогиганта.

Акт о закладке завода предусматривал, что строительство должно быть завершено в рекордные 15 месяцев. Секретарь Крайкома партии А. А. Жданов торжественно заложил первый камень в фундамент самого большого механического цеха. Строительство продолжалось и зимой, и летом, не прерываясь ни на день. К 14-й годовщине Октябрьской революции основные строительные работы были завершены, а уже 1 января 1932 года завод официально начал свою работу.

Современный Горький — индустриальное сердце страны

В 1932 году, в честь сорокалетия литературной деятельности великого пролетарского писателя А. М. Горького, Нижний Новгород был переименован в город Горький. Этот символический жест стал признанием выдающегося вклада Горького в культуру и общественную жизнь страны. С того времени город начал стремительно расти и преображаться, как бы отражая судьбу всей страны, движущейся вперед под знаменем индустриализации.

Сегодня площадь Горького составляет 22,5 тысячи гектаров, что в восемь раз больше, чем в годы дореволюционной России. За это время численность населения увеличилась почти в три раза. Если в 1916 году в Нижнем Новгороде проживало 187 тысяч человек, то теперь в Горьком насчитывается около 500 тысяч жителей. Город был разделен на девять районов, в каждом из которых сосредоточились крупные промышленные предприятия, такие как Автозаводский, Сормовский, Ворошиловский, Ленинский, Сталинский, Кагановичский, Свердловский, Ждановский и Куйбышевский.

За всего лишь 15 лет советская власть в Горьком сделала столько, сколько нижегородское купечество, управлявшее городом, не смогло добиться и за целый век. Вечером, поднявшись на Гребешковский откос, перед вами открывается потрясающая панорама нового промышленного города: на десятки километров тянутся гирлянды огней рабочих районов, переплетаясь в сложный узор городского ландшафта. Вдалеке, над Волгой, светится золотая цепочка нового железнодорожного моста, соединяющего Москву с Уралом и Сибирью, а за ним, как огромный созвездие, мерцают огни Сормова.

Сормово, известное по роману Горького «Мать», уже не то, каким его знали раньше. В прошлом оно представляло собой фабричную слободку с немощеными улицами, утопавшими в грязи, а также бесчисленными кабаками и хозяевами, грабившими рабочих по так называемой «фофановой системе». Это прошлое ушло навсегда. Сегодня Сормово — крупный индустриальный район с новыми заводами и десятками каменных домов для рабочих. Здесь построены современные школы, улицы залиты асфальтом, а старые пустыри превратились в скверы и парки.

Когда в 1935 году Алексей Максимович Горький вернулся в город, который теперь носил его имя, он не смог скрыть своего удивления от изменений. Проезжая по ухоженным и украшенным цветами сормовским улицам, Горький отметил: «Раньше тут тонули в грязи по колено. Мог ли когда-нибудь нижегородский мещанин мечтать о таком размахе строительства!» Из Сормова широкое благоустроенное шоссе теперь ведет в центр города, где на месте пустырей выросли заводы и рабочие поселки. Вдоль Московского шоссе стоят новые, реконструированные заводы и фабрики, такие как завод имени Кагановича, Жиркомбинат и фабрика имени 20-й годовщины Октября.

Одним из крупнейших предприятий в Ленинском районе стал завод «Двигатель революции». Изначально он был эвакуирован из Риги во время мировой войны, представляя собой небольшое предприятие Фельзера, строившее двигатели для электростанций. Теперь «Двигатель революции» превратился в мощный завод, выпускающий дизели и станки для всей советской промышленности.

Из провинциального городка Горький превратился в динамично развивающийся промышленный центр, где широкие улицы, современные жилые районы и культурные учреждения создают новый образ советского города, устремленного в будущее.

Индустриализация и транспортная революция

Рядом с новым заводом «Двигатель революции» вырос современный станкостроительный завод, который стал результатом первой сталинской пятилетки. Запущенный в эксплуатацию в 1932 году, он быстро занял одну из ведущих позиций в стране, освоив десятки типов станков для обеспечения нужд советских предприятий. Молитовская льно-прядильная фабрика и завод имени Воробьева, крупнейший производитель мельнично-элеваторного оборудования в Советском Союзе, вместе с автобусным отделением автозавода и заводом «Красный цинковальщик» образуют мощный промышленный узел Ленинского района.

К реконструированной широкой улице, ведущей к набережной Оки, проложили трамвайные пути, связывающие разные районы города. Ранее набережная соседствовала с ярмарочной территорией, где располагались старая пожарная каланча, ярмарочная часовня и торговые склады. Каждую весну половодье затапливало набережную, изолируя районы города друг от друга. Но с постройкой постоянного моста через Оку была проведена масштабная реконструкция набережной: ее подняли на несколько метров, залили асфальтом, и теперь по ней ходят трамваи, соединяющие Свердловский район с автозаводом, Сормовом и Московским вокзалом.

Набережная у «Стрелки», места слияния Волги и Оки, завершается бетонной стенкой нового Горьковского порта. Современный Горький, сохранивший статус важнейшего перевалочного пункта на Волге, продолжает развиваться. С увеличением грузооборота возрастает и его значение. В 1938 году через Горьковский порт планируется обработать свыше 1,5 миллиона тонн грузов, что требует создания крупного речного порта. Часть этого проекта уже завершена: построена железобетонная причальная стенка протяженностью 440 метров, завершено строительство товарных складов первой очереди и смонтированы четыре мощных крана-перегружателя.

Над темной рекой, отражающей огни города, красиво дугой повис новый мост через Оку, строительство которого обсуждали нижегородские купцы на протяжении ста лет. Большевики завершили его всего за три года, не прибегая к иностранной помощи. Десятки ударных бригад работали над его возведением с настоящим энтузиазмом, добиваясь такой производительности труда, что устанавливали мировые рекорды.

Таким образом, современный Горький не только становится индустриальным центром страны, но и активно развивает транспортную инфраструктуру, что играет важную роль в экономическом и социальном прогрессе региона.

Горьковский автозавод: символ индустриализации

Горьковский мост через Оку, по отзывам специалистов, является одним из крупнейших и красивейших городских мостов. С его каменных опор свисает около 6,5 тысяч тонн стали, а длина моста составляет один километр. Огни Автозаводского района, горящие далеко вверх по Оке, свидетельствуют о стремительном развитии этого района. Он соединен с Ленинским районом железнодорожной линией протяжением около 10 км, трамвайной линией и новым шоссе, по которому с утра до ночи проносятся тысячи автомобилей.

Автозаводский район начал строиться всего семь лет назад, но уже сейчас он превышает по численности население многих бывших губернских городов царской России, в нем живет около 75 тысяч человек. Сам автозавод продолжает расширяться; первая очередь, мощность которой была рассчитана на 150 тысяч машин, уже перекрыта. В настоящее время строится вторая очередь, которая увеличит производственные мощности более чем в два раза. На данный момент завод выпускает легковые автомобили «М-1», грузовые полуторатонные машины и осваивает производство фаэтона «М-1». Этот автозавод — грандиозное сооружение сталинской эпохи, и люди со всех концов Советского Союза приезжают, чтобы увидеть его.

Литейное производство завода демонстрирует удивительное преобразование традиционного представления о темных и мрачных цехах. Посетив литейное отделение автозавода, можно увидеть светлые и просторные лаборатории. Весь производственный процесс — от подачи шихты в печи до обрубной — механизирован, что свидетельствует о высоком уровне технологий и организации труда.

Горьковский автозавод становится символом индустриализации и прогресса, предоставляя рабочие места и внося значительный вклад в экономику страны, а его современные методы производства и оборудование делают его одним из интереснейших заводов Советского Союза.

Механизация и индустриализация в Горьком

На Горьковском автозаводе труд работников широко механизирован. Особенно заметно это в цехах с транспортировочными конвейерами, по которым детали проходят длинные пути, перемещаясь из цеха в цех и с одного этажа на другой, прежде чем доберутся до главной сборки. Главная сборка состоит из двух длинных конвейеров для грузовых и легковых машин.

Перед нами начинается грузовой конвейер. Это невысокий жолоб с движущимися роликовыми лентами по краям. «Кошками», подвешенными на рольгангах, на конвейер помещаются две железные полосы, скрепленные поперечинами. Непосвященный человек не сразу поймет, что это рама будущей полуторатонной машины. Но, как только она начинает двигаться, на ней быстро появляются детали: десятки рабочих, стоящих вдоль конвейера, «одевают» раму, красят её из пульверизатора. На пятом или шестом этапе уже видна рама с мотором, радиатором, подножками, крыльями, колесами и барабанами.

Процесс идет быстро и точно; за одной рамой следуют вторая и третья. К моменту спуска с конвейера автомобиль уже полностью готов. Несколько контролеров тщательно проверяют, всё ли в порядке: не пропущена ли какая-либо деталь, нет ли брака или перебоев в работе мотора. Только после этого проверок машина покидает сборочный конвейер, за ней следуют новые автомобили. В настоящее время автозавод производит ежедневно по 500 грузовых и легковых автомобилей.

На крутых Моховых горах, за Волгой, расположен новый стекольный завод имени М. Горького. Это крупнейший стеклозавод не только в СССР, но и в Европе, выпускающий листовое стекло и стекло для автопромышленности.

В Горьком сейчас функционирует более 70 предприятий, из которых более 50 были построены за годы сталинских пятилеток. На заводах работает около 200 тысяч человек. Валовая продукция горьковских государственных предприятий увеличилась более чем в 18 раз по сравнению с довоенной промышленностью, что подчеркивает значимость и масштаб индустриализации региона.

Разнообразие промышленности и благоустройство города

Заводы Горького производят широкий ассортимент товаров: автомобили, станки, паровозы, морские и речные суда, оборудование для мельниц и элеваторов, для бумажных фабрик, различные двигатели для электростанций, судовые дизели, а также такие привычные вещи, как полотно, кирпич, муку, якоря, сталь, пилы, оконное стекло, проволоку, гвозди, оцинкованную посуду, аэросани, конфеты, варенье, обувь, одежду, ж.-д. шпалы, асфальт, телефоны, радиоаппаратуру, смазочные масла, мыло, детские игрушки и мебель.

Бурный рост промышленности города оказал значительное влияние на его развитие и в других сферах. Горький становится одним из благоустроенных культурных центров Союза. Нижегородский старожил, не видевший города лет 15-20, вряд ли узнает его — такие изменения произошли.

Наилучшим образом об этом свидетельствуют цифры. До революции в Н. Новгороде было всего 659 тыс. кв. метров мощеных улиц. Асфальтом были покрыты лишь пять-шесть улиц, а усовершенствованные покрытия занимали мизерную площадь в 500 кв. м. В настоящее время замощенные булыжником улицы в Горьком занимают почти 1,5 млн. кв. м, а площадь заасфальтированных улиц составляет 738 тыс. кв. м.

Особенно заметно преобразились рабочие районы, когда-то являвшиеся окраинами и пригородами. В самом городе, который сейчас включает Свердловский, Ждановский и Куйбышевский районы, произошла масштабная реконструкция. Обновлены такие улицы, как им. Жданова (ранее Откос), Университетская, Свердловская, им. Фигнер, Кооперативная, 15 лет Чувашии, а также площади Свободы и Первомайская. Эти изменения свидетельствуют о том, как стремительно и качественно развивался город в эпоху индустриализации.

Трансформация городской инфраструктуры

Возьмем к примеру бывшую Жуковскую улицу (сейчас Университетская). До революции это была тихая, почти непроезжая улица, замощенная крупным булыжником, с кирпичными тротуарами. На ней проживали чиновники, мещане и купцы, а единственным казенным зданием была городская больница. В настоящее время улица полностью перестроена: она асфальтирована по всей длине, с широкими тротуарами, украшенными газонами и деревьями. На улице выстроены три больших дома Областного исполкома, один из которых, высотой в семь этажей, является самым красивым зданием в городе. Завершается строительство Центральной гостиницы, построены дома для специалистов и инженерно-технических работников Верхне-Волжского пароходства, Институт инженеров водного транспорта, а также несколько корпусов Индустриального института им. Жданова.

В Горьком развернулось масштабное жилищное строительство, особенно в рабочих районах. Некоторые из них построены заново. Так, на месте дачного поселка Мыза, который раньше состоял из полусотни дач, принадлежавших нижегородским купцам и чиновникам, возник целый автозаводский Соцгород с населением до 75 тыс. человек. В результате реконструкции и расширения завода им. Ленина построены десятки двухэтажных деревянных и четырехэтажных каменных домов для рабочих, специалистов и служащих. В этом районе также построены клуб, школы, магазины и больница.

Большое жилищное строительство продолжается при других заводах, таких как станкостроительный, «Двигатель революции», «Красная Этна», в Ленинском, Сталинском, Ждановском, Сормовском и других районах. Жилищный фонд города за годы революции увеличился почти вдвое; вновь выстроено почти 900 тыс. кв. метров жилой площади (не считая автозаводского города).

С ростом благоустройства и жилищного строительства значительно улучшилось коммунальное хозяйство: сеть водопровода выросла с 65 км в 1916 году до 256 км в 1937 году, а канализационная сеть увеличилась с 34 км до 120 км. Раньше в городе было всего две одноколейные трамвайные линии протяженностью 16,5 км, которые обслуживали центральную часть и летом соединяли ярмарку с городом. Теперь же в Горьком функционируют 13 линий, связывающих все рабочие районы, с общей длиной трамвайных путей до 104 км. Эти преобразования подчеркивают стремительное развитие города и его инфраструктуры в эпоху индустриализации.

Революция в здравоохранении и образовании

Огромные изменения произошли в области здравоохранения. Перед революцией в городе существовало всего 5 больниц, которые были неблагоустроены, плохо оборудованы и не имели достаточного количества квалифицированных врачей. В настоящее время в Горьком насчитывается 30 больниц и родильных домов, 25 амбулаторий и поликлиник, 9 диспансеров и 50 здравпунктов. Новые больницы несравнимы с прежними: в них широко применяются современные методы лечения, такие как рентген, физиотерапия, свето- и водолечение. В клиниках Горького работают десятки известных профессоров и опытных врачей, многие из которых ведут активную научно-исследовательскую деятельность, получая значительное финансирование. Работа некоторых горьковских научно-лечебных учреждений известна по всему Советскому Союзу.

Еще более разительную картину представляют данные по народному образованию. Царское правительство не заботилось о развитии образования, предпочитая держать народ в неведении: чем меньше было образованных людей среди рабочих и крестьян, тем легче было их угнетать и эксплуатировать. В конце XIX века в Н. Новгороде существовали лишь несколько учебных заведений, таких как Александровский дворянский институт, Институт благородных девиц, губернская гимназия и уездное училище. В Александровском институте для дворянских сынков училось всего 102 воспитанника, на которых приходилось 15 учителей. Попасть в Институт благородных девиц было еще труднее: там воспитывалось всего 55 девиц при 9 воспитательницах, то есть на каждую приходилась всего 6 учениц.

Совершенно иная картина была в училищах для низших классов. В уездном училище, где учились дети мелких чиновников и мещан, на 337 учеников приходилось только 5 учителей, то есть на каждого учителя приходилось по 56 учеников. В приходском училище, где обучались дети городской бедноты, было всего 3 учителя на 770 учеников. Эти цифры наглядно иллюстрируют неравенство и недостатки системы образования до революции, которая сейчас постепенно изменяется в сторону большего доступа и качества.

Новые горизонты в образовании

В этих цифрах ярко сказалась политика царского правительства в области народного образования. Буржуазия тратила сотни тысяч рублей на образование своих детей, в то время как на детей трудящихся выделялись лишь гроши. Рост промышленности, торговли и судоходства требовал расширения сети учебных заведений. Помещичье-капиталистическая власть заботилась не о народе, а о своих собственных интересах. В городе были открыты кадетский корпус, коммерческое училище, первое в Поволжье речное училище и ремесленные школы, готовившие рабочую силу для промышленности.

Советская власть впервые широко открыла двери учебных заведений для трудящихся и их детей. Привилегированные школы были закрыты, но вместо них с первых же месяцев начали открываться высшие и средние учебные заведения. В 1918 году в Н. Новгороде был учрежден государственный университет.

С развитием индустриализации в городе один за другим возникали институты: индустриальный им. Жданова, инженеров водного транспорта, инженерно-строительный, педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, физико-технический. Некоторые вузы Горького стали крупнейшими учебными заведениями. Институт им. Жданова в системе наркомата машиностроения занимает первое место в Союзе; здесь учится около 2000 студентов, и ежегодно выпускается 250—300 инженеров различных специальностей. Институт богат оборудованием: лабораториями, мастерскими, киноустановкой, используемой для учебных целей, и радиоузлом, выпускающим свою радиогазету.

Одновременно развертывается сеть техникумов, таких как автодорожный, водного транспорта, коммунальный, музыкально-театральный, связи, электро-радио, фармацевтический и другие. Эти изменения в сфере образования обеспечивают доступ к знаниям и навыкам для нового поколения, что, безусловно, способствует дальнейшему развитию города и его промышленности.